УШЛА ЭПОХА
23 марта в России погасили последнюю крупную мартеновскую печь.
Все. Кончилась эпоха.
У нас очень любят юзать это выражение - кончилась эпоха. Умрет кто-нибудь, сразу - "кончилась эпоха".
Но на сей раз эпоха действительно кончилась. Потому что именно мартеновские печи обеспечивали человечество металлом последние полтора века. В Выксе, например, первую печь разожгли в 1892 году. Весь XX век и у нас, и во всем мире - это "дни и ночи у мартеновских печей".
Я понимаю, что это фу, индустрия, прошлый век. Да, это не цифровая экономика, не биткоинты и не Илон Маск, но люди пока все еще не умеют жить, не используя металл. На всякий случай, в России металлургия - это пятая часть промышленного производства страны, и в прошлом году именно она оказалась самой быстрорастущей отраслью страны (11% роста).
Производство русской стали бурно развивается, в том числе ведется техническое перевооружение отрасли. Это очень не быстрый процесс. Металлургия оперирует большими вещами, это игрушки великанов, здесь в одно "средство производства" надо вложиться, как в строительство небольшого города.
Но жернова истории мелют время и здесь. Вчера, 23 марта 2018 г. в прошлое ушли серьезные российские мартены, осталась ерунда на мелких заводиках. Последний мартен в Европе закрылся в 1995 году в Германии, сейчас эта печь используется как памятник и внесена в перечень объектов индустриального наследия ЮНЕСКО. Мы припоздали, но мы догоняем.
И вроде бы все хорошо - и экология улучшится (90% вредных выбросов завода отминусовались), и люди без работы не остались (ОМК уже запускает по соседству новое производство), а как-то все-таки не по себе. Ушел огромный пласт истории нашей страны. Страны, где когда-то каждый мальчишка знал, как закаляется сталь, и что погашенную домну больше нельзя запустить.
Да и вообще... Помните?
Когда на улице Заречной
В домах погашены огни,
Горят мартеновские печи,
И день и ночь горят они...
Вчера во время последней плавки, следуя традиции, самый опытный сталевар цеха Евгений Степанович Вятин (37 лет стажа на мартене!) бросил в ковш с раскаленным металлом свои часы. Они сгорели как клочок бумаги, едва коснувшись ковша - температура расплава составляет 1610 градусов Цельсия.
Потом последнюю из трех печей в цехе погасили. Она горела 80 лет.
Наш фотограф, Сергей Гнусков, снял процесс последней плавки. Очень хорошие фотографии, он как-то зацепил всю хтоничность, всю внутрипланетность этого действа.
Больше такого в России не увидят. Это было вчера. Вчера ушла эпоха. А вы этого даже не заметили.
(с) Вадим Нестеров